Статьи

Путешествие на Мехреньгскую ж/д (В поисках края земли 2009)

Стартовали из Москвы 21 июля приблизительно в 7 утра на автомобиле УАЗ 469 в составе 3 человек и собаки (сразу оговорюсь, что в этом году не все гладко вышло с подготовкой автомобиля. Свой УАЗик планировал отремонтировать и достроить хотя бы за пару недель до отъезда, чтобы хоть немного обкатать, но к сожалению не рассчитал немного своих сил и последние работы были завершены буквально за несколько часов до отъезда. Обкатку автомобиля пришлось производить уже в пути, что дало о себе знать. В первые же часы поездки все недоделки и болячки всплыли. Но это никоим образом не сказалось на желание все-таки туда доехать). 

1
 
Со вторым экипажем из Питера (УАЗ Патриот) должны были встретиться за Вологдой в период с 12.00 до 14.00. Однако, в связи с вышеописанными обстоятельствами, прибыли на место лишь к позднему вечеру. Встретились, познакомились, обсудили дальнейшие планы и на следующее утро тронулись уже двумя машинами. 
Местом съезда с асфальта выбрали поворот с Архангельской трассы на д. Верхоледка (кажется на указателе было написано 69 км). Собственно во второй половине дня 22 июля, полностью заправленные и имея некоторый запас бензина в канистрах, тронулись в путь по грунтовой дороге. 
Проехав около половины пути решили не торопиться, а переночевать и уже на следующее утро стартовать на маршрут, тем более что погода в первые дня пути была весьма дождливая и пока дождь на некоторое время прекратился решили поставить лагерь. 

2
 
Сразу сообщу, что в течение всех последующих дней дождей не было вообще. В основном стояла жара или была небольшая облачность. 
Ну и теперь самое интересное. Утро 23 июля началось с того, что у нас накрылся единственный ЖПС-навигатор. Завис и перестал как-либо реагировать. Эта новость весьма огорчила, потому как двигаться мы теперь могли только по картам. (Понимаю, что многие могут начать рассуждать о нашей халатности и неправильной подготовке, но все же никто не думал, что такое может произойти и …. Не возвращаться же домой).. в общем решили без навигатора попробовать. 
Долго ехали по грунтовой дороге, которая становилась то лучше, то хуже. Но в любом случае вся она проходима на недоприводах – главное не гнать!!! После Верхоледки (на картах д. Уколок) дорога ушла направо в лес. 
 
 
3
 
Приблизительно через 20 км в районе оз. Шидозеро была развилка. Направо дорога уходила в Сторону поселка Елсозеро Мехреньгской ж/д. Налево в сторону поселка Азинозеро (сразу сообщусь для тех кто возможно собирается в те места, что мост через р. Мехреньга по этой дороге больше не существует. Его смыло в мае. Возможности перебрать в брод практически нет, так как глубина весьма существенна и по всей реке разбросаны остатки моста в виде бревен, металлических тросов и камней). 

4
 
Ехали в сторону поселка Елсозеро. Интересного в нем практически ничего не осталось. Несколько полуразвалившихся деревянных построек заросших травой. 

5
 
На въезде стоит жилой дом. По имевшейся информации это дом лесника, которого на месте не оказалось. 
О дорогах… ну лично я бы не рискнул сюда ехать на недоприводе. Дорога в принципе нормальная, но местами попадаются пробитые мостки и «грязевые ванны». На стандартном внедорожнике проходимо. 
Далее наш путь следовал в сторону пос. Дальний через станцию Попово-Зимний. Расстояния между станциями колеблются от 20 до 30 км. До Попово-Зимнего за 2 недели до нашего приезда прошел грейдер – все остатки шпал были сняты и дорога «более или менее выровнена». Не знаю для чего это сделано. Возможно для удобства вывоза металлолома или леса. На пути встретили ЗИЛ 131 полностью груженый какими-то трубами. 
В Попово-Зимнем обнаружили чуть больше следов некогда существовавшей цивилизации, однако и присутствие людей здесь тоже было ярко выражено. Домов тоже почти не осталось (или снесены или полуразобраны). Хотя на остатках стен еще весят обои, календари и т.п. 

6
 
 
7
 
Долго там не задержались и решили тронуться на последний перегон в сторону Дальнего. 
Тут нас ждало самое веселое. 25 – 30 км шпал. Дорога заняла у нас 2,5 часа. Этот участок дороги совсем никем не поддерживался и местами ж/д насыпь уже поглощалась болотом. Еще несколько лет и большая ее часть совсем уйдет под воду и возможности добраться туда практически не будет. Последствиями движения стали пробитые задние амортизаторы и много открутившихся болтов и гаек в моем автомобиле. 
Поселок Дальний произвел на нас наибольшее впечатление. Сразу стало понятно, что скорее всего он был одним из самых крупных на протяжении всей ж/д. Тут сохранились остатки больших кирпичных построек (пилорама, электростанция). 
Много деревянных домов – столовая, библиотека, клуб, бывшее здание ПТУ. Много других построек, в том числе деревянных бараков, столбы с колючей проволокой. 
Очень мрачное место… Такое ощущение, что время там застыло. И только везде подступающее и всепоглощающее болото говорило о том, что скоро все это будет окончательно скрыто от людского взора. Полностью оценить размеры бывшего поселка тоже трудновато, так как постройки уже поросли молодым лесом и многие здания нужно искать в кустах. 

8
 
 
9
 
 
10
 
 
11
 
 
12
 
Вечерело…. Решили не задерживаться в этом тоскливом месте и поискать приличную стоянку. Двинулись на восток по бетонке идущей в сторону пос. Важский, расположенного на Архангельской трассе. 
Нашли очень красивое место в лесу на берегу оз. Великое. Вековые ели, чистая вода и тишина – вот о чем мечтает измученный городской суетой человек. Хотя комары постоянно о себе напоминали и не давали совсем расслабиться. 
Провели там два дня. Половили рыбу.. Понравилось )))) Днем опять ездили в Дальний для более подробного осмотра поселка. 

13
 

 

На следующий день решали куда следовать дальше. С одной стороны не было никакого желания опять долбится по шпалам, а кроме того уже очень хотелось пробить дорогу через болотный перешейк и выйти на Важский. С другой стороны маршрут изначально был спланирован таким образом, чтобы пройти всю ж/д и кроме того попробовать попасть в деревню Низ, находящуюся к северу от пос. Азинозеро. 
Выбрали второй вариант. 
Днем 25 июля тронулись в путь. Стиснув зубы проехали злополучные шпалы и уже на одном дыхании докатились до пос. Елзозеро. По пути на шпалах повстречались с «головастиком».. из-за того, что дорога очень узкая, еле разъехались. 
В общем поплутав немного вокруг Елсозера и выяснив, что мосты все весной посмывало, решили ехать по лесовозке, уходящей от Елса на Север. Ехали достаточно долго из-за периодически встречающихся грязюк. Целью нашей было поиск места для возможного форсирования реки Мехреньги, так как остальная часть поселков находилась уже по другую сторону. 
Долго плутав, встретившись на пути с рыбаками, к ночи мы все-таки добрались до места переезда через реку, в котором как нам было сказано есть мост… Каким же было наше удивление, когда мы увидели, что и этот мост был смыт… Но решили не оступать, тем более что наконец-то предстояло интересное дельце – преодолеть эту речку в брод. 
Заночевали на берегу и утром одним мощным броском (правда не без помощи лебеды на выезде) форсировали реку! 
Дальше было интереснее. Напомню, что навигатора у нас к тому моменту уже не было. Сразу после брода дорога расходилась в несколько сторон. Проведя короткое совещание, решили идти по тем отвороткам, которые шли вдоль реки, и таким образом в конце концов должны были вывести нас к ж/д. Чуть позже по урочищам смогли определить свое место нахождения. На оз. Вешкозеро встретили лесника, изба которого находится на Елсозере. Дорога в тех местах вполне приличная, не так давно оттуда ушли лесовозы (по словам лесника контору занимающуюся вырубкой оштрафовали на 60 млн. рэ. Правда за что??? так и мы и не поняли). На самом деле последствия ухода лесозаготовителей видны на протяжении всей дороги. Огромное количество брошенного леса… 
В середине дня мы выехали на ж/д и почти по «хайвею» проследовали пос. Азинозеро, а от него до пос. Выяжозеро. Смотреть там уже почти нечего… Остатков строений почти не осталось и только большие вырубленные территории напоминают о том, что когда-то здесь были поселки…. Тоже самое происходило и дальше, вплоть до пос. Пуксоозеро. В этом поселке пока еще живут люди, хотя условия существования многих вызывают ужас – на окнах вместо стекол – целлофановая пленка. Когда едешь между зданий бывшего комбината складывается впечатление, что находишься в послевоенном Сталинграде.. как будто после бомбежек… В общем очень тоскливое и печальное зрелище… 
Собственно на этом, пожалуй, завершу рассказ. Путешествие наше завершилось 30 июля – чуть раньше чем планировалось, но на то были определенные обстоятельства. Я не стал рассказывать, как и где мы рыбачили, кого встретили на своем пути (ДИМЕ из ИЖЕВСКА С УАЗБУКИ ПРИВЕТ!!! – вот уж действительно встреча), и как мы еще совершили попытку прорваться в сторону д. Низ, однако отсутствие навигатора и два пробитых колеса не дали нам возможности пройти этот путь до конца (но я надеюсь, что мы еще это сделаем). 
Подводя итоги, хочу сказать, что после всего увиденного становится очень грустно от того, каким образом в нашей стране умеют терять то, что досталось таким нечеловеческим трудом. Невооруженным глазом видно, что для того, чтобы построить эту ж/д и все эти поселки, были затрачены большие материальные и человеческие ресурсы. И буквально за несколько лет – это все было брошено, затем разграблено.. и продолжает разграбляться и по сей день. Сегодня уже не возможно восстановить даже каменные здания… И буквально через десятилетие, а может и раньше, следы этих поселков уже окончательно уйдут в небытие, а память о них скорее всего умрет с теми людьми, судьба которых когда-то была связана с этими местами.