Статьи

Путешествие в Беломорье (Колежма)

 
С чего бы начать свой рассказ…
Ну, пожалуй, с того, что в ближе к концу лета, поняв, что отпуск мне не светит и я не смогу умчаться подальше от мегаполиса в край спокойствия моей души и вечно свежего ветра, я стал впадать в некое подобие депрессии. Привычка ежегодно ездить на Русский Север за столько лет стала уже частью меня - каждую зиму я начинал разрабатывать маршруты, строить планы, подготавливать машину, запасаться снаряжением и картами, и с нетерпением ждал приближения дня, когда я вырвусь из когтистых лап московских пробок, быстротечности времени, серости городских улиц, необходимости решения срочных вопросов на работе и т.п.
И вот пришла осень… она окончательно ставила крест на надежде куда-либо сорваться в уходящем году. Но все-таки удача улыбнулась мне и совершенно случайно я получил отпуск в начале ноября… и пусть всего лишь неделю… но я уже точно знал где я хочу провести пусть даже такой короткий промежуток времени…
Решено. Еду на Север… К сожалению, маршрут, да и собственно говоря, сам стиль поездки пришлось строить совершенно по иному, нежели раньше – мой экспедиционный УАЗ стоит на ремонте в гараже, все мои соратники по экспедициям уже либо съездили летом, либо также томились в душной Москве из-за невозможности выехать подальше. Поэтому решили ехать вдвоем своей маленькой семьей на легковой машине без каких либо намеков на бездорожье, но конечной целью выбрали деревеньку, находящуюся подальше от трасс и крупных городов на берегу Белого моря на территории Карелии со старинным названием – Колежма (ударение на первый слог).
Времени на всю поездку у нас было всего 6 дней, поэтому решили нигде не задерживаться, а сразу ехать в сторону конечной цели. Выехали 4 ноября в 8.30 утра по Московскому времени. Ехать решили трассой «Холмогоры» через Ростов Великий, Ярославль, Вологду и дальше через Вытегру, Пудож, Медвежьегорск и дальше на Север. 
Быстро домчавшись до «Ярославки», встали в пробку, из-за которой потеряли не меньше час-полтора. Плелись приблизительно до Софрино. 
Дальше дорога стала посвободнее, но в Переславле все равно опять пришлось постоять.

1

Приблизительно в 13.00 мы подъехали в Ярославль. Свернули на «объездную». 
Очень порадовало, что «объездную» в Ярике немного переделали, или скорее доделали. Теперь часть пути через город не нужно ехать вообще и путь преодолевается очень быстро. 
Гайцов на трассе было мало, но камеры были замечены во многих местах.
После Ярика машин стало еще меньше, дорожное покрытие хорошее и ехать было совсем ненапряжно. 
В 16.00 прибыли в Вологду. Из-за необходимости снять деньги в банкомате пришлось там немного задержаться. Но в целом Вологда как всегда проезжается быстро. 
Дальше ушли с «федералки» на трассу «Вологда – Вытегра». Сначала мчали очень быстро, дорога местами подубитая, но в общем держать 120-140 км/ч вполне позволяет. Заправляться на традиционном ЛУкойле не стали, решили заправиться в Новленском (это километров через 30 – 40 после Вологды). Там встретили неплохо подготовленную буханку на зубастых колесах.
 
2

Но в скором времени (в районе 19.00) километров за 150 до Вытегры стало темно и средняя скорость наша упала до 80-100 км/ч, а иногда приходилось ехать еще медленнее из того, что на крутых поворотах фурам, которые попадались впереди, приходилось сильно сбавлять скорость. 
В общем, часам к 21.00 мы приехали в Вытегру. Грейдер, конечно там ужасный. Зато на перегоне в сторону Пудожа «хайвей» - можно жать на педаль. Правда из-за кромешной тьмы и достаточно крутых поворотов гнать «по полной» нам не удавалось, да и усталость от долгого пути уже давала о себе знать. 
В 22.30 добрались до Пудожа и проследовали прямиком в мотель «УЮТ», что находится прям на выезде из города в сторону Медвежьегорска.
Сняли номер за 2000 рублей с видом на стоянку тракторов и прочей сельхоз-техники. В номере был туалет, две кровати, телевизор… короче с удобствами. 
3

Повалились спать пораньше, чтобы как-то восполнить недосып прошедшей рабочей недели. 
Проснувшись в 7 утра, обнаружили, что на улице уже -9 градусов, все лужи замерзли.. а также замерзла наша «незамерзайка»… точнее не совсем она… я перед отъездом залили полный бачок зимней жидкости, но не прокачал магистраль. В итоге мороз прихватил остатки воды в шлангах и форсунках. 
Пришлось иногда пользоваться «дедовским» способом и лить на стекло воду, либо кидать снежок, количество которого на обочинах увеличивалось с приближением к северному полярному кругу. 
200 км до Медвежьегорска прошли за пару часов, иногда останавливаясь на «покушать».
 
4
 
Прям перед подъездом к Медвежьегорску остановились «поглазеть» на красотищу у шлюза № 1 Беломоро-Балтийского канала (поселок Повенец). Переехав шлюз, решили остановиться и пешком вернуться к нему, чтобы сделать пару фоток на память.
 
5
 
Выскочив из машины, первым делом запечатлели памятник героем обороны, местную церковь и быстрей побежали подниматься вверх к шлюзу (поселок лежит в низине), так как руки уже околели от утреннего морозца. Сделав пару фоток у шлюза, краем глаза был замечен постовой, вышедший из своей коморки у шлюза. Подумав, что ему просто скучно там одному постоянно просто так сидеть, мы продолжали свое «дело». Через полминуты беззубый мужчина с автоматом в руках спросил: «И что?! Даже и не спросите можно фотографировать или нельзя!?» Мы, ответив, что вроде таблички «нельзя» нигде нет, то что ж спрашивать, продолжали нашу «фотосессию». В общем, оказалось, что нельзя и табличка с «нельзя» тоже есть.. только на другой стороне и та уже старых престарых времен. Фотик то у нас конечно этот «товарищ с автоматом» не побежал отнимать, но вдогонку брякнул что-то типа: «Деловые.. Вот если бы вы щас еще не проехали уже через шлюз.. я бы вас не пустил..» 

В общем после этого эпизода пришла в голову мысль, что видимо не все все-таки люди на Северах дружелюбные.. или жизнь такая пошла.. фиг знает. 
Снова пополнив запасы бензина, выехали на трассу Кола (Петербург – Мурманск). По ней нам предстоял путь в 250 км до Беломорска.
 
6
 
к 13-15 мы прибыли в Беломорск. 
Город Беломорск - довольно поизветшалый серый городок и производит унылое впечатление. К сожалению, в связи с тем, что мы очень торопились добраться до Колежмы, совершенно забыли пофоткать его… но смотреть там собственно и нечего – город застыл где-то лет 20-25 назад в советском перестроечном измерении… НИ ОДНО из некогда мощных предприятий (рыболовецкий порт, деревообрабатывающий комбинат и проч.) не работает!!! Город потихоньку вымирает… Короче говоря, тоска жуткая.. и уныние. 
Проехав весь город за пару минут, немного заблудились, так как указателей нигде на Колежму нет. Воспользовавшись помощью «местных» и наших навигаторов, прибыли к шлюзу № 19. После шлюза до Колежмы нас ожидало еще 80 км грейдера, который нам показался самым тяжелым участком нашего пути.
 
По пути мы пересекли старинное село - Сумский Посад.
Основано оно в XV веке новгородскими переселенцами. Является одним из самых древних славянских поселений на территории Беломорья. В 1576 году в ходе Ливонской войны село было значительно разорено и сожжено. Для защиты земель от дальнейших набегов монастырь построил крепость в селе. Местные крестьяне помимо прочего отныне несли и воинскую повинность. В 1613 году острог подвергался осаде польских войск, но не был взят. В 1617 году на острог нападали запорожские казаки... От сего острога сохранилась воротная башня. В 1930 году перевезли ея в Москву и до сей поры она в Коломенском.
 
7
 
8
 
Через 2,5 часа мучений мы прибыли наконец в Колежму. 

Колежма - немаленькая замыкающая путь на данном отрезке побережья Белого моря деревня. Как потом выяснилось с населением примерно в 200 человек. В интернете есть вот такое описание Колежмы – старинное поморское село, расположенное на берегу Белого моря в Беломорском районе, Республики Карелия. Село ведет свою историю как минимум с середины XVI столетия. Колежма – родина известных капитанов, отважных мореплавателей, судостроителей и рыбаков. Село богато старинными традициями, фольклором и культурой и давно привлекло внимание специалистов.
 
9
 
10
 
11
 
12
 
До коттеджа, в котором мы отдыхали от деревни еще пару километров проложенной специально к нему дороги. 
Коттедж расположен прямо на камнях в 20 метрах от моря. Также здесь стоит небольшая беседка с мангалом, летний домик с теннисный столом, качели, добротная баня, большой деревянный навес для стоянки квадроциклов и прочей утвари…
 
13
 
14
 
15
 
16

Нас встретили приятные и дружелюбные люди, которые многое рассказали о жизни этого дивного поморского края… да и вообще разговаривали мы много и о разном… 
Далее мы провели три незабываемых дня на этом островке тишины и спокойствия. Гуляли по побережью, катались на квадроцикле, который нам любезно предоставили хозяева, по местной округе, в том числе и по деревне…
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
Колежма, действительно, очень старая деревня.. когда-то она была селом и там стояло две церкви, но после революции одну церковь разобрали, а в другой сделали толи клуб, толи склад (я честно сказать не запомнил). 
Одной из местных достопримечательностей является колхоз «Заря севера».
 
22
 
23
 
В 1930 году был организован рыболовецкий колхоз "Заря Севера". Его первым председателем был Т.Г.Пакулин."Заря Севера” – один из самых успешных колхозов Беломорья. Уже всего через пару лет после его основания, он стал колхозом-миллионером. В 1940 г. валовый доход колхоза «Заря Севера» достиг 1062 тыс. руб. В годы Великой Отечественной Войны постоянно перевыполняя план более чем на 250%, рыбаки колхоза дали стране и фронту сверх задания сотни центнеров продукции. Продолжая свои традиции колхоз "Заря Севера" и по сей день является лидером Карелии по заготовке водорослей. Также колхоз осуществляет прибрежный лов наваги и сельди в Белом море. 
24
 
25
 
Помимо морского лова, колхоз осуществляет добычу водных биологических ресурсов в пресноводных водных объектах. 
Жаль, что мы попали в межсезонье и нам не удалось посмотреть как все это происходит. А вообще люди туда ездят либо летом – в сезон морской рыбалки на островах, либо зимой – когда ловят навагу…
Пока катались по деревне, обратили внимание, что все местные жители здороваются. В общем вежливые и весьма благоприятно настроенные люди…
С погодой нам в общем-то повезло - в первый день правда было прохладно - температура была в районе -7 градусов, зато на следующий день уже вернулся +.

26
 
27
 
28
 
29
 
Помимо катаний и гуляний я пробовал местную баню, играли в бильярд, высыпались и кушали пироги из судака ))) 
Райское место!!! Всем советую побывать… ни разу не пожалел, что пришлось отпахать такой путь ради трех дней… Хотя нет.. все-таки жалею..
Что не остались подольше!!!

30

 

Обратный путь выдался несколько сложнее, зато был преодолен быстрее… мчали быстро, останавливались мало, ночевали в машине (на заправке ЛУКОЙЛ рядом с Вологдой), ну и в обед 9 ноября были дома!!!