Статьи

Затерянная лесовозка (В поисках края земли 2010)

 

ПРОЛОГ: 
Эта поездка стала завершающим этапом многолетних разведывательных рейдов в глухие леса, располагающиеся на территории нескольких районов Архангельской области, а именно Шенкурского, Виноградовского и Плесецкого. Изучая историю тех мест я нашел много различной информации о том как происходило появление деревень по берегам рек Шорды, Пуксы и Мехреньги, о том какой след оставило время правления Петра Первого, Великая Отечественная война хоть и не дошла туда, зато факты имевшие место во времена Гражданской войны и интервенция 1918-1920 гг. до сих пор передаются из поколения в поколение местными жителями. Особый след на этом заповедном крае оставило время периода Сталинских репрессий 30-х, а затем и конца 40-х и нач. 50-х годов, а также появление космодрома Плесецк и ЗАТО Мирный. 
 
Небольшая историческая справка об истории тех мест: 
 
Близ реки Мехренги, впадающей в Емцу в Холмогорском уезде, на стоверстном почти в окружности пространстве раскинут Церковнический приход, вмещающий в себе 41 селение и 1500 душ жителей. Приход этот, известный в древности под именем Мехренгского стана, со всех сторон окружен на дальнее расстояние непроходимыми болотами и трущобами. Крестьяне, живущие там, причисляют себя по происхождению к двум племенам: одни - к чудскому, другие - к Новгородскому. В рукописном описании Церковнического прихода свящ. Зуева сказано: «По всей вероятности, первые насельники прихода были чудского племени и бежавшие к ним во время бывших неурядиц между удельными князьями новгородцы. Каковые насельники, по своему смелому и предприимчивому нраву, отваге и удальству, жили разбоем и грабежами, нападая на окрестных жителей, чему, впрочем, благоприятствовало и самое местоположение. По условиям местности здешний приход мог служить, и действительно был, по сказанию местных старожилов, самым безопасным притоном шаек разбойничьих, что, впрочем, с достоверностью можно подтвердить кладбищами, удаленными от жилищ в дремучие леса. Таковых кладбищ вверх по протекающей через здешний приход речке Шорде и по настоящее время находится около пяти. Все они устроены на довольно высоких пригорках, из которых в весеннее время нередко вымывает водою черепа и кости человеческие. Чудское происхождение местного населения подтверждается лицами из здешних старожилов, ведущими род свой прямо от чудского племени». 
Вопрос о бывших лагерных поселках уже поднимался в прошлогодней поездке и по большому счету добавить тут уже нечего. Ну было время, когда они были необходимы, потом это время прошло и теперь только остатки домов и иных строений пока еще можно наблюдать в лесной чаще, окруженной почти непроходимыми болотами. 
А последствия постройки космодрома до сих пор имеют серьезные последствия для деревень, которые оказались почти отрезанными от основной цивилизации, так как возможность проезда в них теперь была только после прохождения весьма сложной процедуры получения транзитных пропусков через Закрытый город. А те люди, которые хотят по собственной инициативе туда попасть и не имеют никого, кто бы им выписал «приглашение» вообще никак туда не попадут, точнее теоретически могут попасть, но либо пешком через многокилометровые леса, либо сплавляясь по узким лесным речушкам, которые берут свое начало далеко от данной территории. Однако все эти альтернативные пути весьма сомнительны. 
Так вот приезжая в одну из таких деревень (по приглашению местных жителей) и проводя там часть своего отпуска, некоторые из участников нашей экспедиции задались целью найти таки возможность проехать на данную территорию минуя процедуру жесткой бюрократической машины. 
Подготовка была основана на изучении огромного количества карт, в том числе и дореволюционных, судя по которым дороги там были!!! И не просто дороги, а целые тракты, которыми постоянно пользовалось местное население со всей округи. Это сейчас может показаться, что деревня с название Низ, означала конец всем поселениям, а значит и тупиком, а раньше это была обыкновенная северная деревушка с весьма развитой сельской инфраструктурой и проходившей через нее транзитной дороги в сторону г. Шенкурска. Однако вероятность сохранности данной дороги на сегодняшний день все-таки вызывала сомнения, так как прошло уже очень много лет, с того момента как этот путь утратил былую актуальность, и причиной тому стала постройка Мехреньгской железной дороги и целой вереницы лагерных пунктов вдоль нее (Мехреньлаг) километрах в 25-30 южнее деревень. В связи с особым режимом лагерных поселков дорогой практически перестали пользоваться… Получается что, если эта дорога и осталась то сохраниться она могла только в том случае, если ею пользовались в качестве лесовозной, так как основной работой заключенных был ЛЕСОПОВАЛ! В общем подробности прохождения этой части маршрута я расскажу чуть позже. 
Теперь немного вернемся к лагерным поселкам. 
Вся протяженность Мехреньгской железной дороги составляла 115 км. Конечной станцией был поселок Дальний («Рыст»). Больше половины из нашей компании очень хотелось посмотреть остатки этого поселка, поэтому проехать мимо или другой дорогой никак не получалось и пришлось первую часть маршрута ориентировать туда. Однако ехать прошлогодней дорогой уже было как-то скучновато, и был выбран другой более жесткий вариант. Решили ехать через островной зимник, и тем самым заодно проверить наши навыки и возможности автомобилей в тяжелом бездорожье. 
Вот текст сообщения об этой дороге, написанного на сайте исследователей железных дорог человеком, который в 2009 году прошел пешком весь путь: 
«Оказалось, что дорога Важский — Дальний тяжелейшая — 50 километров преодолеваются за 8-10 часов. Летом по этой дороге невозможно проехать ни на мотоцикле, ни на джипе — не позволят болота, где даже в сухое время глубина примерно по пояс. Теоретически, можно проехать на болотоходе-«каракате». «Расспросив о деталях предстоящего пути до Важского, выхожу на бетонную «колейную» дорогу. «Бетонка» предназначалась для доставки леса в Дальний и всегда была «островной», то есть не имела соединения с другими автодорогами. Она обрывается примерно через 20 километров. 
За «бетонкой» начинается крайне трудная «болотная перемычка», проезд по которой на автомобиле равен подвигу. Но пешком её можно пройти без особых проблем. Последние 14 километров, от моста через Пянду до асфальтовой автомагистрали — нормальная лесная грунтовая дорога, доступная для «УАЗов» и мотоциклов.» 
Собственно данную позицию нам удалось таки опровергнуть, хоть и не без труда ))). 
Продолжение следует…. 
 
 
ЛЕТОПИСЬ: 
1 августа стартовали из Москвы приблизительно в 8 утра. 
Весь день ехали, ехали…. ехали…. после удобных и скоростных легковушек ОЧЕНЬ долго привыкали к тупости и гулянию по дороге УАЗиков… все прошло километров через 250 – 300… после Ярославля стали позволять себе разгоняться даже больше 80 км/ч  и даже кого-то обгонять… в общем к концу первого дня мы подобрались к границе Вологодской и Архангельской областей. Заночевали в придорожном лесу. Естественно все были на позитиве и пытались всеми возможными способами приблизить следующий день, который должен был принести нам уже сюрпризы съезда с асфальта. Кто-то лег пораньше спать, кто-то «употреблял» чтобы склониться ко сну. В общем на следующий день мы бодренько понеслись дальше по М8. 
Как-то очень лихо добрались до Вельска, а потом началась тягомотина. Дорога стала гораздо хуже. В Шенкурске последний раз докупили необходимые продукты и двинулись до съезда с трассы. Поворот должен был быть в районе поселка Важский. Но в связи с тем, что на данном участке идет активный ремонт и расширение М8, активно вглядывались в сторону, чтобы не проскочить нужный поворот. 
Оказалось, что он неплохо видим с дороги вполне накатан. 
Свернули…. Первые 10 км ехали вполне неплохо. Я лично даже передний мост не подключал. Дорога была хоть и в ямах, но сухая… так продолжалось до моста через реку Пянда. Мост производил впечатление не очень надежного и решено было ехать справа от него по прокатанной тракторами и лесовозами дорожке, где через саму реку был положен понтон. Тут то все и началось. При преодолении первой лужи мой Уазик застрял по самые уши и пока самостоятельно пытался оттуда выехать, размесил лужу так, что после него Тойота самостоятельно пройти это место уже не смогла – тащилась на лебедке, оборвав перед этим себе шрус в переднем мосту (это произошло при включении передней принудительной блокировки). Второй УАЗ прошел эту грязь самостоятельно на блокировках. 
В этом месте повстречали рыбаков на ГТС. С их слов вся дорога на Дальний сплошной расколбас – большие лужи и колеи по пояс, а болотные перемычки не так страшны. Предложили нам сразу три машины привязать тросами к ГТС и они нас ходом протащат через все засады. Отказались…. Нет уж нам и самим интересно поковыряться в грязи))) 
Заночевали не далеко от моста прям на дороге… на утро готовили тросы, лопаты, топоры, сдували колеса и с песней и матом пошли на штурм… 
Стоит отметить, что погода оказала огромное содействие в преодолении ВСЕГО пройденного нами бездорожья. Отсутствие дождей и жара максимально высушили болота и лужи. Если попасть в те места в холодный и мокрый сезон, то реально можно неделю проходить такой путь на автомобилях с такой же подготовкой как и наши. 
Ближе к вечеру мы преодолели расстояние в 20 км и вырвались на долгожданную бетонку. По ней промчались до Дальнего. 
На пути видели несколько хороших рыбацких изб на озерах, которые наверное не пустуют наверное никогда. В одном из таких домиков жили «металлисты» - собиратели металла на остатках поселка Дальний. 
По приезду в Дальний меня поразило, что многое изменилось за прошедший год – многие остатки деревянных домой сожжены, а кирпичные здания, такое ощущение, подверглись бомбежке. Куски стен обрушены вместе с крышей. По всей видимости это дело рук тех самых собирателей металла. Так как все перекрытия в бывшей электростанции, пилораме, котельной и др. сделаны из толстенных металлических балок, для их демонтажа приходится ломать здания целиком. Вот такие «народные» промыслы процветают в тех краях… 
Задержались на денек на одном из озер неподалеку от Дальнего. Весь день матрасничали, купались в озере часами (к слову вода практически во всех водоемах, попадавшихся нам на пути, была не меньше 23-25 градусов), ловили рыбу,… выпивали ))) 
Несколько раз подъезжали на озеро Рыст в надежде встретиться со знакомым из Архангельска, с которым предварительно договаривались на эти числа, но, к сожалению, у него не получилось приехать. 
Тронулись в путь в сторону нашей главной точки маршрута – д. Низ. Прошлогодний рекорд езды по шпалам нам побить не удалось. Быстрее чем за 2 часа 18 эти 18 км не проезжаются. 
На въезде в бывший поселок Попово-Зимний повстречали группу лиц, работающих на «демонтаже» бетонных плит. Еще один «народный» промысел, распространенный в тех местах ))) Один из представителей «плиточников» подошел к нам с добрыми намерениями поздороваться и пообщаться, однако приличных размеров нож, «искусно» замаскированный в сапоге, немного смутил ))) Он был весьма удивлен тому, что мы выехали со стороны Дальнего и визуально оценил достоинства наших, по его словам, «каракатов». 
От него мы узнали информацию о состоянии мостов через Мехреньгу (их в очередной раз смыло весенним паводком), а также узнали, что лесник А.Гребенюк, с которым мы познакомились в прошлой поездке, скончался от рака ((( 
В общем двинулись мы дальше. Немного не доехав до Елсы, свернули уже знакомой дорогой в сторону брода через Мехреньгу около Горимковой избы. 
Небольшая историческая справка: ВСТАВЛЯЕТСЯ ТЕКСТ ПРО ГОРИМКОВУ ИЗБУ 
И вновь как и в прошлом году я пришлось немного потрудиться при переезде реки. Обоим Уазикам пришлось пользоваться лебедкой при выезде на берег, а вот Тойота на всеобщее удивление сама забралась. 
Ночевать решили около безымянного озера, располагавшегося рядом с лесной дорожкой. Буквально в 50 метрах от нашего лагеря протекала река Мехреньга и в связи с этим купались исключительно в ней, так как и вода чистая и прохладно-бодрящая. 
Часть людей из нашей компании на следующий день решили сплавиться на лодке по Мехреньге, а заодно и порыбачить. Остальные слонялись весь день по лагерю – кто-то собирал чернику для компота, которая росла в огромном изобилии буквально на каждом шагу, кто-то сидел с удочкой на берегу озера, кто-то медитировал над алкогольными запасами, а кто-то мыслил о вечном с чашкой чая в руках.. ну это все лирика ))) 
Вечером пришлось ехать за нашими рыбаками, уплывшими вниз по реке на 8 км. Улов порадовали – в сетке были и хариусы, и окунь и иная рыба…. В это раз решили ее пожарить. Даже переизбыток соли, не сильно испортил вкус ))) не хватало только холодного пива, о котором почти каждый вспомнил употребляя это лакомство. 
Дальше наш путь следовал уже не по свежее набитым лесовозкам, а как раз по тем самым, старинным дорожкам, проложенным еще дореволюционными лесорубами. 
Пришлось временами двигаться по кустарнику, хотя вполне заметно было, что дорогой редко, но пользуются. 
В целом никаких особых сложностей данный отрезок у нас не вызвал. Была недолгая остановка для замены шпонки в лебедке у Тойоты, которая по всей видимости является слабым местом и частенько ломается. 
К вечеру этого дня мы уже сидели в доме в деревне Низ и пили чай с баранками и печеньем ))) 
Весь следующий день мы развлекались кто как может – купались в Шорде, загорали, катали всю немногочисленную соседскую молодежь, приехавшую в деревню, на Уазике по окрестным болотам и ухабам, ходили в баню ))) 
Ночью сидели на берегу реки и до рассвета жгли костер. Такое время препровождение лично мне напомнило еще школьные годы, когда меня отправляли на все лето в деревню и там мы почти каждую ночь вот также сидели на берегу Вязьмы и были счастливы всему что вокруг нас происходит… эх, ностальгия )) 
Нам оставалось пройти самый последний участок дороги, точнее сказать дорог там почти нет, а есть только направления, но тем не менее… Наконец предстояло поехать как раз по тому самому старинному тракту соединявшему вереницу деревень с берегов Шорды и Мехреньги с Шенкурском. 
Данную часть маршрута можно разделить на две части: первая – старая лесная дорога, вторая – зимник. Тронулись. Красивая лесная дорожка, с периодическими меняющимися, пейзажами в зависимости от высоты (то сосновый бор, то заросшая молодняком берез и осин низина), совершенно не напрягала какими либо сложностями в прохождении. Временами можно было разогнаться до 40 км/ч, но, правда, это было чревато нырнуть в какую-нибудь внезапно появившуюся яму. 
Проехав приблизительно 8 км от деревни (весь путь до выхода на ж/д в районе бывшего поселка Азинозеро был порядка 25 км), мы наткнулись на мост, через который в 2008 году переезжали на Ниве и Уазе. Хочется сказать, что мост порядком подряхлел за это время. Настил был уже хиловатым и никто не решился опробовать его на крепость… решено было усилить его свежими бревнами. 
Около 2,5 часов мы крепили мост и выстилали себе колеи из свежеповаленных деревьев, а потом буквально за 3 минуты проскочили по нему… на радостях попрыгав в машины помчались дальше и подъехали к развилке… Старая дорога вертлявой лентой уходила налево в лес, а открывшийся нам зимник величественно открывался слева длинной и ровной стрелой. Ехать старой дорогой означало, что мы дадим огромного круголя по лесу и в конечном итоге выйдем на дорогу намного дальше нежели если мы поедем по зимнику. Собственно мы уже заранее решили, что попробуем пройти именно по нему. 
НУ чтож, решено, значит поехали…. И буквально через несколько десятков метров мы уперлись в первое болотце… 
Для тех кто не в курсе поясню, что зимники эти наделали еще во времена существования лагерных пунктов в поселках на Мехреньгской железной дороге исключительно для зимнего пользования, так как проходили эти дороги преимущественно через болота. Логично в принципе, зачем кружить по лесу на лесовозных грузовиках, если все можно вывезти зимой по прямой дороге, когда все болота стянуты льдом и опасности утонуть просто нет… 
Так вот. Начался долгий и изнурительный переход через болотные участки. Короткие и неглубокие проходили ходом, а вот затяжные и с хлюпаньем пришлось сдуваться побольше и аккуратненько в натяг проезжать, стараясь не повредить мох. Коли объезжали специально, потому как выехать из них было вообще без вариантов. Глубина временами была по пояс. 
Ну и естественно перед каждым таким заболоченным участком приходилось его предварительно ножками протопывать ))) 
Такими медленными «перебежками» мы продвинулись до другой реки и подъехав к краю моста, немного погрустнели… потому как моста не было в принципе.. т.е. если не предыдущей реке оставался хоть какой-то остов, на котором еще можно было что-то соорудить, то здесь мост представлял из себя просто груду бревен, валявшихся уже где-то внизу в русле реки. Ширина русла была настолько широка, что строить новый мост в таком месте было возможно только с применением крана и толстенных бревен, которые мы даже в ввосьмером не смогли бы сдвинуть с места… 
Начались долгие разговоры о том, что здесь мы не проедем и наверное придется разворачиваться назад и ехать на развилку со старой дорогой… Но, ведь этож не спортивно нифига ))) надев телепузы я полез по всему руслу реки мерить глубины… дно везде илистое и глубина в лучшем случае по грудь… не вариант в общем ((( 
Уже почти раздосадовались… стали осматривать берега. Нормально подъехать к берегу можно было по сути только в двух местах, и то поработав перед этим бензопилами и каким-то образом завалив деревьями бобровую запруду… еще раз изучив глубины оказалось что как раз напротив одного из таких берегов из озера, откуда выпадала река намыло песок и глубина была не глубже чем по пояс, но самое главное что дно при этом было практически твердым… В общем взяли на разработку именно это место… все приблизительно рассчитали, но оставалось решить последнюю проблему – выезд на противоположном берегу обратно на дорогу. Рельеф той местности был очень холмистым и все подъемы были градусов под 60-70… не подойдет.. даже если половину горки подняться на лебедке, то уже на самом верху зацепить себя можно было только за кусты. 
В общем после часа брождений по лесу была выработана траектория движения автомобилей к дороге по наименее пологим ухабам… 
Закипела работа.. Около 4 часов мы рубили, валили, копали и выставляли по реке ветошки. Потом еще час переезжали реку по очереди. В общем устали все как загнанные лошади, но остались довольными и даже оторванный об березу шноркель, пластиковые петли и прочая хрень на моем УАЗе, а также отвалившийся на Тойоте задний бампер, не смогли сильно омрачить положительные эмоции от данной переправы… последние 7 км были похожи на предыдущие, то есть болота различного вида. Но все они быстро проходились про помощи приобретенного ранее опыта. 
К вечеру выскочили на железку, а там уже ХАЙ-ВЕЙ, по которому вполне возможно передвигаться на скорости до 50 км/ч, лишь местами небольшие лужи заставляли притормаживать… 
Заночевали на озере, на котором в прошлом году были, и случайно для себя выяснили, что везде попадающаяся нам на пути река Мехреньга вытекала именно из него… 
На этом положительные эмоции у нас завершились, и началась долгая изнурительная дорога домой….
 
 

 

Фото в проекте