Статьи

«Дорогами Смоленщины»

Сторона ль моя, сторонка, 
Горевая полоса. 
Только лес, да посолонка, 
Да заречная коса... 
 
Чахнет старая церквушка, 
В облака закинув крест. 
И забольная кукушка 
Не летит с печальных мест.
 
С. Есенин

 

Задумав написать отчёт о поездке на Смоленщину, я почему-то вспомнил именно эти стихи Великого русского поэта Сергея Есенина. Возможно, потому, что этими строчками можно описать увиденное нами. Сама цель поездки была в том, чтобы увидеть ту Россию, которую подчас мы не замечаем в суете обычных дел и городской жизни. История нашей Родины интересна и многогранна, и на бескрайних просторах земли отеческой запетлялось огромное количество дорог и тропинок, а в зарастающих полях возвышаются громадины некогда великолепных построек. Отголосок вечности и красоты доносится из-под сводов руин старинных храмов и церквей.

Безусловно, вся эта картина поражает воображение, особенно когда пытаешься представить в своём сознании, как всё это выглядело лет эдак 100-150 назад. И тут же приходит уныние от того, что уже в недалёком будущем все эти следы нашей истории окончательно канут в Лету – дороги затянутся болотами, постройки падут под тяжестью времени… и только печальное пение кукушки будет пронизывать тишину.

День первый - 09.05.2013

Итак, практически до последнего вечера было не совсем понятно, сколько же в итоге машин и людей поедет в короткую экспедицию по Смоленской области. Но, в конечном итоге компанию нашу составил костяк из путешественников, утвердившихся в своем желании уже задолго до выезда.

Дабы дать себе возможность за имеющиеся у нас три дня отдохнуть «по полной», мы сразу решили разбить наше путешествие на два основных этапа – осмотр интересных мест с преодолением бездорожья, матрасный отдых на реке.

Описывать сейчас процесс подготовки и основные расклады по маршруту я не буду, а просто постараюсь максимально точно изложить подробности непосредственно поездки. Хотя, пожалуй, стоит сказать, что времени на непредвиденные обстоятельства, которые возникли у нас в самом начале, мы, безусловно, не закладывали.

Встретившись в районе 6 утра приблизительно на 50-м км Минского шоссе, совершенно случайно обнаружили, что из-под днища одной из машин (Паджеро 2) подкапывает маслице. Причем подкапывание было весьма интенсивным. Оказалось, немного выдавило передний сальник коленвала.

Да уж… Вот такая фигня в самом начале. Но экипаж паджерика на свой страх и риск решил забить на это дело (не отменять же из-за такой мелочи мини-отпуск) и закупившись моторным маслом мы дружно проследовали в направлении Смоленска. По дороге пытались найти хоть какой-нибудь сервис в надежде, что там смогут заменить сальник, которого, кстати сказать, в запасе, естественно ни у кого не было. Но ранее утро 9 мая видимо не позволило работягам в тот день озадачиться выполнением ремонтных работ. Короче, все сервисы были закрыты, и первый человек с гаечным ключом нам повстречался уже под Вязьмой.

11237029

Почесав затылок и что-то подкрутив под машиной, автослесарь (судя по его рассуждениям именно таковым он и являлся в той округе) сообщил нам, что конечно желательно бы поменять сальник, а заодно и прокладку поддона, но дело это сложное и долгое, а в конце добавил, что течь несильная (всего-то 4 литра масла за 150 километров вытекло) и можно смело отправляться в пампасы :)

На всякий случай запаслись еще несколькими канистрами, а заодно прикупили «Поксипол» (о целесообразности этой покупки позже).

Тут же под Вязьмой встретились с последней машиной (Ниссан Патрол) из нашей компании. Время было уже около 11 утра – отставали от графика приблизительно на пару часов. Ну да ладно, нагоним в пути…

56998929

Кстати совсем забыл добавить, что любители дикой природа уже рядом с автосервисом смогли познакомиться с бурым мишкой, сидевшим в клетке.

Отъехав буквально пару километров от сервиса, мы свернули с Минского шоссе на так называемую «Старую Смоленскую дорогу» (Р-134 «Смоленск — Вязьма — Зубцов»).

Вообще я всегда считал, что «Старая Смоленская дорога» никак не могла проходить через город Зубцов. Какой смысл делать такой крюк??? Ведь доподлинно известно, что Наполеон шел к нам напрямки через Бородино, а это Можайский район МО… А вот Википедия и некоторые другие источники говорят, что Р-134 и есть Старая Смоленская дорога… хрен знает в общем.

К слову сказать, очень хотелось насытить наше путешествие еще и некоторыми краеведческими красками, в связи, с чем я подготовил небольшую экскурсию для участников, однако рассказать удалось не все, ибо не все экипажи хорошо слышали мою лекцию по рации :)

Информацию о конкретных местах я уже зачитывал непосредственно по прибытию (надеюсь, что всем было интересно и я не выглядел странновато в глазах других :) ). Кстати по прибытию в Москву поковырялся в книжках и нашел еще кое-какие весьма интересные факты, которые не знал изначально, но выкладываю их сейчас.

Первой нашей точкой было бывшее село Федяево.

По имевшейся у нас информации там располагались остатки Троицкой церкви (Церковь Троицы Живоначальной).

Церковь стоит на высоком открытом месте, поэтому видна издалека. 

77109205 39441458

Мы решили не искать проезжую дорогу через поля, а оставив наши автомобили на асфальте, прогуляться по деревянному настилу, проложенному посреди топи.

95454208 03287561

Троицкая церковь является незаурядным произведением архитектуры зрелого классицизма. Она относится к интересному архитектурному типу двухколоколенных храмов. Уверенное использование современных архитектурно-композиционных приемов говорит о профессиональном уровне лежавшего в основе здания проекта.

93711301 63607612

В литературе встречаются две различные даты создания памятника. Одна версия датирует Троицкую церковь 1795 годом и заказчиком ее считает владельца поместья надворного советника М.М. Грибоедова.

Иная датировка – 1825 год. Предполагается, что автором постройки был смоленский губернский архитектор М.И. Слепнев.

39186687 96406801 00875397

Храм был действующим относительно долго. Его не повредила война, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 г. в церкви еще проходили службы. Потом ее закрыли, и за прошедшие полвека памятник пришел в аварийное состояние. Полностью отсутствует перекрытие трапезной, серьезные обрушения на сводах основного храма, наверху уже успели вырасти деревья. Нельзя не признать - эта поросшая зеленью громада выглядит живописно и даже красиво, но следует осознавать гибельный характер этой красоты.

77486113 74084259 53255637 53742774

Существует фотография, на которой Троицкая церковь поражает своим былым великолепием.21161446

Рядом с церковью раскинулась небольшая деревушка Федяево.

Не знаю, на сколько много в ней постоянно проживающих жителей, но людей мы встречали. Возможно, что народ просто съехался на дачи в период длинных выходных. Один пожилой мужчина даже предлагал приобрести какую-то старинную монету.

53144222

Покрутившись около церкви минут двадцать и осмотрев все, что нас могло заинтересовать, мы двинулись дальше.

Следующим местом нашего путешествия было село Торбеево.

Когда-то оно именовалось Тарбеево. В конце ХIХ – начале ХХ в. – крупный ярмарочный центр, одно из крупнейших поселений Сычевского уезда.

В 1905 г. в селе был винокуренный завод.

Там (в Торбеево) некогда располагалась церковь Вознесения Господня. Построена она была в 1793 году Александрой Николаевной Лобановой-Ростовской, женой местного чиновника.

38192379 15365065 39687229

Вообще информация об этой церкви в сети весьма скудная. Все, что удалось разыскать:

"Довольно загадочная церковь, там были две колокольни по сторонам, об этом нигде не сказано, в т.ч. и в Своде памятников Смоленской области".

97814547 45406499 12500312
79895103 63922789 84623774

Пофотографировав остатки церкви и гнездившихся по соседству на водонапорной трубе аистов, мы двинули в, пожалуй, самое интересное для нас в этот день место.

05355057

Путь наш лежал по грейдеру, который должен был закончиться в селе Высокое, в котором находятся остатки усадьбы графского рода Шереметьевых.

Об этом месте, которое произвело на всех участников путешествия, неизгладимое впечатление я бы хотел остановиться немного поподробнее.

Высокое не принадлежит к числу самых известных Шереметьевских усадеб, да и Шереметьевской она стала только в середине XIX века и была местом отдыха Шереметевых, в этот период времени здесь возвели деревянный "Дом графини" с бельведером, разбили большой пейзажный парк.

Усадебный ансамбль Высокого — яркий пример крупномасштабного поместья, вобравшего в себя разностилевые постройки (русский и романский стили, европейская архитектура XVII в., готика), но объединённые талантом зодчего в единое целое. В 1867 году по заказу графини А.Г.Шереметьевой известный архитектор Н.Л.Бенуа начинает работы по обустройству Высокого. Ему предстояло распланировать усадьбу заново, создать целый комплекс построек, благоустроить территорию, проложить дороги. На высоком берегу реки Вазузы решено было поставить господский дом и рядом с ним церковь "Во имя пресвятые Богородицы Тихвинской".

Монументальные формы церкви Тихвинской Божьей матери с «теремными» лестницами по трём сторонам света просто завораживают воображение…

23362550 64727329 IMG 5212 DSC05955
IMG 8635 IMG 5216 IMG 8641 IMG 5223

А какой оттуда открывается вид на округу…

Многочисленные сооружения расположились по периметру обширного прямоугольного участка на высокой надпойменной террасе (отсюда название имения). Их так много, что не всегда понятно функциональное назначение.

Хозяйственный двор поместья огромен: здесь и конный завод в виде замкнутого каре, с примыкающим изнутри овалом манежа;

24552421 31005278

Птичник с романтической гранёной башней;

38429412 34477853

Были еще молочная ферма, коровник и т.д.

20355284

Комплекс Высокого в забвении.

Функционируют только часть конного завода (общежитие, дом культуры) и школа (ныне техникум),

90266812 30880170

остальные постройки брошены и пребывают в руинированном состоянии…

96617497   06299897   73694339

   Также нельзя не упомянуть о том, что в Высоком еще есть мемориал павшим в Великой Отечественной Войне и мы не могли не посетить это место, особенно учитывая, что было 9 мая…

 

 73078726     39936915 

 Ну и последней достопримечательностью села Высокое был самолет :) а точнее то, что от него осталось.

 

30521731   62670429

 Ну и для порядка несколько фотографий из села Высокое, не имеющие отношения к поместью :)

 62263371 50895591

11167825 17628342

 Собственно на этом культурная часть программы путешествия для нас закончилась, хотя мы предполагали заехать еще в несколько мест…

 02601818

 После села Высокое путь наш лежал вдоль реки Вазузы в сторону несуществующей деревни Косткино, где сохранились развалины одной интересной церкви, а также частично пролегал старинный Бельский тракт.

 

Быстро добравшись до почти вымершей деревни Чаусово мы расположились на короткий обед и по существу небольшой ремонт Паджерика. Планировалось заклеить течь сальника коленвала «Поксиполом». Собственно данное мероприятие было проделано и что самое интересное, то после этого на протяжении всей бездорожной части масло действительно почти не текло (по крайней мере, по щупу оно оставалось на прежнем уровне).. но это только на бездорожье, на асфальте в последствии оно потекло с прежней силой. Сразу скажу, что в общем итоге долить пришлось около 8 литров!!!

  img 1411

Пока отдыхали к нам подошел местный мужичек и всяческими способами пытался отговорить нас от попыток проехать нужной нам дороги. Мотивировал он это тем, что якобы пару лет назад там прошли Т-150 и угробили напрочь дорогу, что за пару недель до нашего приезда он чуть не потонул в топи на коне и т.п. Но эта информация лишь раззадорила наш интерес :)

 

Спустили колеса и направились в сторону своротки в лес..

 

Так как лебедками у нас были укомплектованы не все автомобили, то решили следовать следующим порядком. Сначала шел Монтеро Спорт на 33 резине с лебедой, за ним Монтеро Спорт на 32 без лебеды, дальше Паджеро 2 на 33 с лебедкой и текущим сальником коленвала.. и замыкали колонну Патрол и ТЛК 80 на 35 колесах поочередно меняясь (уж не знаю исходя из каких соображений). Патрол лебедки не имел, а ТЛК 80 была снаряжена всеми блоками и мех. Лебедкой.

 img 8683 

Так потихоньку мы стали преодолевать одну за другой лужи, подболоченные низинки, заросшие колеи. Периодически приходилось работать бензопилой и иногда вытаскивать друг друга на галстуке…

 img 8690 

img 5262

img 5258

img 1416

dsc06016

img 5365

Добрались до переправы через ручей, впадающий в Вазузу. По всей видимости именно этим местом пугал нас деревенский мужик – колея становилась глубокой. Берега были все подболочены, а дно в ручье состояло из топкого песка, наступив на который нога проваливалась почти по колено.

 dsc05966

 Здесь мы потратили приличное количество времени, чтобы пропилить себе новый проезд, изготовить небольшую переправу через ручей…

 

Не обошлось и без лебедки, правда только для первых машин. Остальные прошли уже по набитой колее.

 img 8706

 img 8726

 img 5272

 img 5310

 img 5349

 Но не обошлось и без потерь, на одном из Монтеро Спортов был в клочья разодран пыльник внешнего шруса и по выезду на сухое пришлось производить небольшой ремонт этого весьма уязвимого узла.

 img 5252

 img 8786

 Сняли колесо, отмыли остатки пыльника бензином, набили литолом и кое-как насадили на место, зажали пластиковыми хомутами-стяжками, а в довершение обмотали все это дело армированным скотчем :)

 img 1429

 dsc06007

 img 8804

Но время неумолимо быстро летело и нам стало понятно, что через час-полтора уже станет темнеть. Решили последние две точки, запланированные на этот день не брать в этот раз, а остановиться на ночлег.

 img 8846

 Если судить по карте, то мы смогли добраться до заброшенной деревни Гороховка. Там до сих пор стоят брошенные дома, внутри которых еще висят фотографии прежних хозяев, сохранилась какая-то домовая утварь. Видимо из-за отсутствия подъезда люди просто в одночасье перестали сюда приезжать и время постепенно начинает стирать остатки и этой деревни.. хотя на территории приусадебного участка еще виднелись остатки небольших клумб, что в общем-то говорит о том, что покинули это место не более 3-4 лет назад, иначе бы цветы уже стали бы дикими.

 

Пока основная части команды занималась обустройством лагеря, две машины сходили на разведку и буквально в километре нашли заброшенный брод через Вазузу в районе деревни Паново.

 img 8847

 img 8854

 img 1450

 img 8856

 Уже ночью у костра было принято коллективное решение пересмотреть маршрут и не пробиваться к дальнейшим точкам, а форсировать брод и по грейдеру через деревню Паново выходить на асфальт в районе музея-заповедника Хмелита…

 

После стали отдыхать :) - посадили в ночи Патрол, на котором пытались притащить дрова, пожарили снятую из чьей-то сетки щучку и вели задушевные разговоры о вечном под рюмочку чая :)

 

 

День второй – 10.05.2013

 

Встали неохотно :) из-за отсутствия необходимости долго рубиться по бездорожью собирались весьма вяло :) поэтому только часам к 11 утра выдвинулись в сторону брода через Вазузу.

 

С наскока пройти его не удалось – выезд на противоположный берег был сильно заилен, поэтому пришлось все три Митсубиси тащить на лебедках, а вот Патрол с Тойотой прошли своим ходом…

 img 5392

 dsc06042

 img 8875

 img 8872

 img 5388

 img 5419

 img 5487

 img 5499

 img 5528

 Выбрались в деревню, надулись и поехали потихоньку в сторону асфальта.

dsc06050 

 В Хмелите распрощались с Игорем на Патроле (очень жаль, что так мало времени он с нами был) и проследовали по направлению районного центра Холм-Жирковский. А точнее в место впадения реки Вязьмы в Днепр.

 

Честно сказать, не совсем понимаю каким образом можно описывать матрасный отдых :) по большому счету все как у всех :)

 

Погода была жаркая и солнечная, что обгорели все кто был не в тени :) немного рыбки половили, покатались по лесу в сторону Днепра, выпили/закусили, кое-кто даже искупался :)… 

 

Лучше я просто выложу фотки без комментариев :)

 img 1485

 img 1483

 img 5552

 img 1471

 dsc06061

 

День третий – 11.05.2013

 

 img 1493

 

 dsc06069

 

Ну собственно полдня отходили от заключительной части второго дня :) , сварили уху, собрались и рванули в сторону Москвы. Ехали очень долго. Минка, блин, с ее ремонтами и большим потоком далась нам часов за 7 :(

 

Ну собственно, вот и все!!! :) надеюсь, было интересно :)

 

З.Ы. Состав участников:

- Дельфин (Монтеро Спорт)

- DarkDen (Монтеро Спорт)

- Djack (Паджеро 2)

- ice9 (Ниссан Патрол)

- космонавт (ТЛК80)